Предприятия торговли получили новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию”. Под конец 2020 года Роспотребнадзор радует нас ещё одним новым документом. Теперь обновление нормативной базы предлагается для ритейла.
Новые санитарные правила СП 2.3.6.3668-20 вступят в силу с 1 января 2021 года сроком на 6 лет (до 01.01.2027), отменяя действие СП 2.3.6.1066-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов” со всеми изменениями и дополнениями.
СП 2.3.6.3668-20 введены в действие Постановлением №36 от 20.11.2020 Главного государственного санитарного врача РФ Анны Поповой.
По объему информации новые санитарные правила для торговли примерно соответствуют своему предшественнику, но количество разделов сократили с 14 до 11, объединив некоторые между собой.
Определяет требования к проведению производственного контроля, организации предварительных и периодических медицинских осмотров, наличие личной медицинской книжки с отметками о допуске к работе и вакцинации. Гигиеническое обучение проводится 1 раз в 2 года.
Описывает основные положения при размещении торговой точки в жилых зданиях. Деятельность объекта не должна оказывать ухудшающего влияния на жильцов, нарушать требования СанПиН 2.1.2.2645-10.
п. 3.6. Моечные ванны / раковины, предназначенные для мытья оборудования, тары, инвентаря подключаются к системе канализации через воздушные разрывы (разрыв струи), для профилактики попадания канализационных стоков.
В каждом пункте есть ссылка на профильный документ, в котором можно уточнить конкретное требование. К примеру в пункте 4.3. говорится, что все помещения магазина должны быть обеспечены естественным и (или) искусственным освещением. Нормы освещения для конкретных помещений (торговый зал, склад, подсобные помещения) должны соответствовать санитарным правилам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 “Требования к естественному и искусственному освещению”.
п. 4.4. В помещениях, где проводятся манипуляции с пищевыми продуктами (хранение, фасовка, продажа) все осветительные приборы оснащаются защитными устройствами для профилактики попадания осколков в продукцию.
п. 5.5. Допускает совместно хранение пищевых и непищевых товаров в одном помещении, на раздельных стеллажах, при условии что непродовольственные товары не оказывают влияние на органолептические свойства пищевой продукции (запах, вкус).
п. 6.2. При контроле условий хранения продуктов могут быть использованы автоматические системы контроля и регистрации параметров среды.
Раздел неоднократно дает отсылку к Техническому регламенту Таможенного союза 021/11 “О безопасности пищевой продукции”. Нарушение требований, ссылающихся на ТР ТС 021/11, вероятно будет расценено как нарушение технических регламентов, а не санитарных правил.
п. 7.4. Подчеркнули обязательное сохранение товарного ярлыка (листа вкладыша) при реализации фасованной продукции, до момента полной реализации товара.
п. 7.5. Ежедневно осуществляется контроль за условиями хранения продукции (температурно-влажностный режим). Запись может происходить как на бумажных, так и электронных носителях.
п. 7.7. Разрешено совместное хранение сырья / полуфабрикатов и готовой продукции, при условии промышленной упаковки, которая исключает возможность перекрестного загрязнения готовой продукции, изменения ее вкусовых качеств.
Все так же под запретом: яйца утиное и гусиное, продукция домашнего приготовления, резанные частями арбузы / дыни / тыквы, не потрошенная птица (кроме дичи).
В целом раздел не получил больших изменений. Описаны требования к соблюдению условий хранения и реализации продукции. Наличие личной медицинской книжки и товарно-сопроводительной документации на продукцию, поддержание должного санитарного состояния торгового места.
п. 9.2. Разрешил продавцам непродовольственных товаров и товаров нескоропортящихся в промышленной потребительской упаковке, в условиях отсутствия раковины использовать кожные антисептики.
Десятый раздел СП 2.3.6.3668-20 объединил в себе требования по Пест-контролю (дезинсекции и дератизации), обращению с отходами, правила и кратность санитарных обработок отдельных помещений, оборудования и инвентаря.
п. 10.3. Пищевые отходы и санитарный брак выделяются в отдельную категорию, к которой установлены требования по сбору, накоплению, временному хранению.
п. 10.5. Минимум один раз в месяц, проводится уборка всех помещений с применением дезинфицирующих растворов. Для отдельных помещений установлена более частая обработка. Уборка помещений с применением моющих средств проводится ежедневно.
п. 10.8. В торговой точке не допускается наличие насекомых и грызунов. Запрещено содержание животных и птиц. Порядок проведения дезинсекции и дератизации устанавливается в соответствии с профильными санитарными правилами.